Рисунок 2.1. Физическое развитие девочек с рождения до 36 мес. P. V. V. Hamill et al. Physical growth: National Center for Health Statistics percentiles. Am. J. Clin. Nutr. 32:607, 1979. Data from the Fels Research Institute, Wright State University School of Medicine, Yellow Springs, Ohio. © 1982, Ross Laboratories, Columbus, OH
Рисунок 2.2. Физическое развитие девочек с 2 до 18 лет. P. V. V. Hamill et al. Physical growth: National Center for Health Statistics percentiles. Am. J. Clin. Nutr. 32:607, 1979. Data from the National Center for Health Statistics, Hyattsville, Maryland. © 1982, Ross Laboratories, Columbus, OH
Рисунок 2.3. Физическое развитие мальчиков с рождения до 36 мес. P. V. V. Hamill et al. Physical growth: National Center for Health Statistics percentiles. Am. J. Clin. Nutr. 32:607, 1979. Data from the Fels Research Institute, Wright State University School of Medicine, Yellow Springs, Ohio. © 1982, Ross Laboratories, Columbus, OH
Рисунок 2.4. Физическое развитие мальчиков с 2 до 18 лет. P. V. V. Hamill et al. Physical growth: National Center for Health Statistics percentiles. Am. J. Clin. Nutr. 32:607, 1979. Data from the National Center for Health Statistics, Hyattsville, Maryland. © 1982, Ross Laboratories, Columbus, OH
Рисунок 2.5. Денверский тест психомоторного развития. © 1969, 1989, 1990, W. K. Frankenburg, J. B. Dodds. © 1978, W. K. Frankenburg
Примечания
1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся (улыбайтесь ему, разговаривайте с ним, помашите ему рукой). Не прикасайтесь к нему.
2. Ребенок должен смотреть на руки несколько секунд.
3. Родители помогают двигать зубной щеткой и выдавливать на нее зубную пасту.
4. Ребенок не обязан уметь завязывать шнурки и застегивать пуговицы или молнию на спине.
5. Медленно водите игрушкой на расстоянии 20 см над лицом ребенка по дуге в одну и другую сторону.
6. Ребенок должен схватить погремушку, когда ей прикасаются к тыльной стороне пальцев или к их кончикам.
7. Ребенок должен смотреть, куда делась игрушка. Игрушку нужно бросить, не двигая рукой.
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку, не помогая себе телом или ртом и не кладя кубик на стол.
9. Ребенок должен взять шарик большим и любым другим пальцем.
10. Линия может отклоняться от проведенной экзаменатором вертикальной линии не более чем на 30°.
11. Сначала покажите большой палец и покрутите им одним. Ребенок должен повторить то же самое, двигая только большим пальцем.
12. Ребенок должен нарисовать любую замкнутую фигуру. Не считается, если нарисована бесконечная округлая линия. Не показывайте, как выполнять задание. Не называйте изображенную фигуру. |
13. Какая длиннее (не «больше»)? Переверните рисунок и повторите вопрос. Ребенок должен правильно ответить на 3 вопроса из 3 или на 5 из 6. |
14. Ребенок должен нарисовать любые линии, пересекающиеся посередине. Не показывайте, как выполнять задание. Не называйте изображенную фигуру. |
15. Пусть сначала попытается нарисовать сам. Если не получилось, покажите, как это сделать. Не называйте изображенную фигуру. |
16. Две руки и две ноги считаются за одну часть.
17. Положите кубик в чашку и поболтайте ей около уха ребенка, но так, чтобы он не видел. Повторите с другой стороны.
18. Покажите на картинку, пусть ребенок
назовет, что на ней изображено (отдельные звуки
не считаются). Если правильно названо менее
4 картинок, экзаменатор должен сам назвать
картинку, а ребенок — показать ее.
19. Дайте ребенку куклу и попросите: «Покажи, где у куклы нос, глаза, рот, руки, ноги, животик, волосы». Должен правильно ответить на 6 вопросов из 8.
20. Показывая картинки, спросите: «Кто летает? Кто говорит "мяу"? Кто разговаривает? Кто лает? Кто скачет?» Должен правильно ответить на 2 вопроса из 3 или на 4 из 5.
21. Спросите: «Что ты делаешь, когда тебе холодно? Когда ты устал? Когда ты голоден?» Должен правильно ответить на 2 вопроса из 3.
22. Спросите: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Для чего нужен карандаш?» В ответе должны прозвучать слова, обозначающие действия.
23. Ребенок должен вслух считать квадратики.
24. Попросите: «Положи кубик на стол; под стол; передо мной; за мной». Должен правильно выполнить 4 действия из 4. Не помогайте жестами, движениями головой или глазами.
25. Спросите: «Что такое мяч? Что такое озеро? Что такое стол? Что такое дом? Что такое банан? Что такое занавеска? Что такое забор? Что такое потолок?» Ответ правильный, если названо назначение, форма, из чего сделано, или к чему принадлежит (например, банан — это фрукт, а не просто желтый). Должен правильно ответить на 5 вопросов из 6 или на 7 из 8.
26. Спросите: «Лошадь большая, а мышка …? Огонь горячий, а лед …? Солнце светит днем, а луна …?» Должен правильно ответить на два вопроса из трех.
27. Ребенок может опираться на стену или перила, но без посторонней помощи. Ползти нельзя.
28. Ребенок должен бросить мяч на 1 м, в руки экзаменатора.
29. Ребенок должен прыгнуть из положения стоя на 20 см (до черты).
30. Попросите пройти вперед так, чтобы пятка была не дальше 3 см от носка: Экзаменатор может показать, как это сделать. Ребенок должен сделать 4 шага.
31. На втором году жизни половина детей не слушается.